Нейропсихологические методы и приемы в работе логопеда

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Апалькина Мария Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 2 «Журавушка»

Населенный пункт: Сахалинская область, г. Невельск

К сожалению, с каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличивается, и характер этих нарушений становится все сложнее. Не смотря на это, эффективность нашей работы должна оставаться на высоком уровне.

Для этого, работая с детьми с речевыми нарушениями, необходимо максимально воздействовать на причины их появления, которые очень часто скрыты в головном мозге.

В связи с этим, особую актуальность в коррекционной работе приобретают нейропсихологические приемы, которые позволяют  воздействовать  на структуры головного мозга и способствуют их активизации и компенсации поврежденных функций головного мозга.

В логопедической работе могут быть использованы следующие нейропсихологические методы и приемы:

  • Различные виды массажа и самомассажа:

Наиболее эффективный массаж - логопедический, включающий в себя массаж лицевых мышц, язычной мускулатуры, затрагивающий верхне-ключичную зону.  Основная цель – нормализация мышечного тонуса.

Так же на занятиях с детьми можно делать игровой массаж общескелетной мускулатуры. Такой вид массажа  помогает снять физическое напряжение, поднимает настроение. Дети выполняют массажные движения на спине друг друга, не затрагивая область позвоночника («запретная зона»).

Самомассаж лица способствует нормализации кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также и в определенной степени и нормализации мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.

 Самомассаж ушных раковин является эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.

Массаж и самомассаж ладоней и пальцев рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев  повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Может осуществляться  как с помощью непосредственно ладоней, так и с помощью различных приспособлений: массажных мячиков, шариков су-джок. ипликатора Кузнецова, шестигранных карандашей, бельевых прищепок, ватных палочек, массажных щеток и т.д.

  • Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, которая заключается в соединении плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.

Данный прием способствует  активизации внимания, мышления, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Если при этом еще предложить детям  придумать историю про Веселого Язычка с помощью картинок, соответствующим артикуляционным упражнениям, то, параллельно, можно решать и еще одну важную задачу, такую как развитие связной речи.

  • Дыхательная гимнастика, которая позволяет  скорректировать нарушения речевого дыхания, помогает выработать правильное диафрагмальное дыхание, а также формирует продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. А  в сочетании с релаксационными упражнениями обеспечивает предупреждение нервного перенапряжения, создает положительный эмоциональный фон. Во время выполнения упражнений рекомендуестя использовать «звучащий» выдох, так как звуковая волна хорошо массирует внутренние стенки гортани, глотки и носа. В зависимости от места проведения занятий можно выполнять комплексы упражнений в положении лежа, стоя и сидя.

Дыхательные упражнения рекомендуется проводить на любом уроке, занятии, на прогулке, поскольку речевое дыхание является основой речевого процесса. Помимо этого, дыхательные упражнения с движением развивают эластичность легких, помогают повысить их жизненную емкость.

  • Растяжки - система  специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Способствуют оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
  • Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленных на тренировку глазных мышц, способствует снятию зрительного напряжения и профилактике зрительного утомления.

 По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка. Помогают устранить синкенезии  (непроизвольные движения, сопутствующие произвольным), а так же.

Может проводиться с использованием различных стихотворных текстов, ИКТ, а также с использованием тренажеров (например,  предложенных В.А. Ковалевым).

  • Кинезиологические упражнения – упражнения, основанные на выполнении перекрестных движений, развивающие межполушарное взаимодействие.

Позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

  • Мозжечковая стимуляция - система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.

Проводится с использованием различных балансиров. Одним из эффективных и доступных балансиров является балансировочная доска, разработанная Бильгоу. Ф. Бильгоу также придумал целую серию упражнений на ней. Данная программа получила название «Баламетрикс»

Нейропсихологические методы и приемы в работе логопеда помогают преодолеть:

  • речевые нарушения;
  • снижение общей работоспособности  повышенную утомляемость, рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80 с.
  2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение / под общ. Ред. Л. С. Вакуленко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 240 с.
  3. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В  2 ч. Ч. 1/В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. – М. : АЙРИС-пресс, 2019. - 416 с.
  4. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. –  АРКТИ,  2010. – 60 с.
Опубликовано: 17.06.2024